Пасха, истоки и традиции светлого праздника
Мы все любим праздник Пасха, ждем его каждый год, готовимся к встрече с ним и радуемся, когда он приходит. В этот день у всех приподнятое веселое настроение, встречая друзей и знакомых, мы все громко восклицаем: Иисус воскрес! И слышим в ответ ликующее подтверждение: Воистину воскрес! Весь христианский мир в день Светлого Христова Воскресения в едином порыве еще и еще раз торжествует, что много лет назад после тяжелой мучительной пятницы наступило благодатное, все искупающее Воскресение. Праздник Пасха не только самый любимый среди церковных торжеств, он еще имеет глубокое философское и психологическое значение. Воскресение Сына Божьего – вершина торжества величайшей справедливости. Светлое Добро всегда одерживает победу, так было, есть и будет, и у темного зла нет никаких шансов в этой борьбе.
Истоки любимого всеми праздника
Легенды и предания далеких дней гласят о том, что после Своего Воскресения, Иисус Христос провел 40 дней в окружении своих учеников. В честь этой цифры уже много лет Церковь празднует Пасху точно такой же срок. Наиболее значимой считается первая неделя после Дня совершения Великого чуда, получившая название Пасхальная седмица. Мало кто знает, что ранее Пасха состояла из двух составляющих. Первая часть праздника была печальной, она воплощала в себе воспоминания о мучениях Божьего Сына, распятого на кресте и переносящего невыносимые страдания под палящим солнцем. Называли эту часть – Пасха страданий. Вторая часть была посвящена чудесному избавлению от пыток и Воскресению, она носила название – Пасха Крестная. В первые столетия христианства в разных уголках планеты христиане праздновали Пасху не в один календарный день. Неизменным оставалось лишь то, что восхваляли торжество светлой справедливости в 14-й день месяца нисана, по нашим понятиям это период с марта по апрель.
В 400-ом столетии празднование Пасхи повсеместно началось в единый день. Эту традицию нарушил папа Григорий ХΙΙΙ после того, как предложил новое календарное исчисление. Ежегодное определение даты праздника находится в компетенции Александрийской пасхалии, непременным требованием является то, что этому дню предшествует иудейская пасха, позади также должны остаться полнолуние и день весеннего равноденствия. Торжественные мероприятия по случаю воскрешения Иисуса Христа начинаются ночью пасхальным богослужением. В память о том, избранники Бога израильтяне не спали в ночь своего освобождения от египетского насилия и рабства.
Традиции церковного богослужения
Праздничные события в Святую ночь очень красочные и интересные. Они подчиняются красивому ритуалу и начинаются с Полунощницы. К картине, изображающей измученное тело только что освобожденного от креста Иисуса, приходят служители церкви, священник и дьякон. Полотно переносят в алтарь, где ему суждено пролежать на престоле памятные 40 дней. Пока подойдет момент следующего большого праздника, Вознесения Господня. Слугам церкви предстоит еще смена облачения. В субботу богослужение еще проводится в белых одеждах, Светлое Воскресение священнослужители встретят в красном. В полночь по городам и весям разнесется радостный звон колоколов, который называют благовестом. Во все уголки Земли, где есть христианские храмы, прозвучит сигнал о скором приходе Воскресения Христова. Впереди негромкое исполнение традиционной стихиры перед открытием завеса со стороны алтаря и затем громкое ликующее пение о Воскресении Христа Спасителя и радости небесных ангелов по этому поводу. С пением торжественной стихиры служители церкви в сопровождении мирян, пришедших на радостное богослужение, начинают ежегодный крестный ход. Ликующие люди двигаются на символическую встречу с воскресшим Спасителем: Господь терпел и нам велел. За что получил чудодейственную возможность Воскрешения и Вознесения на небеса. Утром в храмы со всех сторон пойдут верующие, чтобы освятить заранее приготовленные пасхальные куличи и крашеные яйца, им предстоит стать основным блюдом и украшением праздничного стола.
Рассказывая о мероприятиях и традициях праздничной Пасхи, будет несправедливым не упомянуть о чуде, которое происходит в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Здесь при многочисленных свидетелях почти каждый год перед Пасхой рождается в своем земном обличье благодатный огонь. Предания и летописи былых времен говорят о том, что в годы, когда священный огонь не спускался на Землю, непременно происходили большие беды, разрушения, войны и катастрофы. Поднося свои свечи к появившемуся огненному чуду, люди вздыхают с огромным облегчением. Огонь с небес сошел, значит, будет новая жизнь, пусть даже полная трудовых будней и проблем. Но торжество светлого дива над темным предательством опять произошло. Впереди приятные праздничные застолья в кругу любимых людей и обязательные надежды на лучшее.